Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В различных научных трудах, справочных и учебных пособиях управление определяется и трактуется по-разному, как это бывает со сложными явлениями при их изучении.
Управление, рассматриваемое в самом широком философско-социологическом плане, представляет собой особого вида деятельность, осуществляемую в различных, достаточно сложных, материальных и нематериальных системах.
Суть этой деятельности состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных воздействий направлять функционирование и развитие того или иного объекта в соответствии с программой, заданной управляющим субъектом, не допуская существенных отклонений от нее, либо, напротив,
обеспечивать изменение объекта, его состояния, положения, каких-то параметров также в соответствии с управленческой программой.
1. Управление как вид деятельности человека
1.1 Сущность управленческой деятельности
4
Сущностные особенности управленческой деятельности, труда в
сфере управления производством по праву следует относить к фундаментальным основам науки
управления.
Вполне очевидно, что данные особенности весьма разнообразны; некоторые из них можно считать относительно независимыми от характера общественно-экономической формации и реализуемых последней производственных отношений; другие - наоборот, теснейшим образом связаны
с господствующей моделью собственности.
Организационно-технологический аспект управленческой деятельности, т.е. процесс управленческого труда в его наиболее общих чертах, характеризует предметно-функциональные особенности
управленческой деятельности, более или менее единые для всех типов производственных
отношений. Это единство обеспечивается реальностью общих функций
управления (планирование, организация, контроль), их закономерной повторяемостью в рамках
управленческого цикла.
Аналогичную повторяемость можно проследить и в таких стадиях управленческой деятельности,
как разработка управленческого решения; его принятие; реализация решения.
Важность организационно-технологического аспекта совершенствования управленческой деятельности в современном российском бизнесе вполне очевидна для автора статьи; отсутствие четкой регламентации процессов, функций, прав, ответственности подразделений и работников аппарата, засилье текучки, практическая невозможность планирования рабочего времени - все это
характерно как для дорыночных, так и для нынешних времен.
Социально-экономический аспект управленческой деятельности характеризует прежде всего специфику ее целей и используемых орудий (методов, приемов, способов) воздействия на процессы
производства; в свою очередь, данная специфика в решающей степени определяется господствующими отношениями собственности и принятой модели взаимодействия общества, государства и
бизнеса.
Появление топ-менеджера в статусе собственника бизнеса может, с одной стороны, существенно
повысить эффективность производства в силу приближения мотивированного, информированного
и компетентного управления к точкам возникновения проблем; с другой стороны, увеличить потенциал социальной напряженности в обществе, несбалансированности интересов текущего
функционирования и стратегического развития экономики,
нарастания разнообразных угроз национальной безопасности.
Таким образом, социально-экономический аспект управленческой деятельности (в отличие от организационно-технологического) наиболее явственно обнаруживает взаимосвязь макро-,мезо- и
микроуровневого анализа проблемы. Этот аспект проявляется в обеспечении четкого вертикального взаимодействия социально-экономических моделей управления государством и бизнесом.
Непосредственный объект управленческой деятельности характеризуется множественностью.
5
Работники аппарата управления имеют дело с информацией, перерабатывая ее из исходного состояния в форму, удобную для принятия решений; само принятие решений — это тоже аналитикоинформационный, логико-мыслительный процесс.
Управленцы, кроме воздействия на информацию, призваны воздействовать на людей (группы
людей), используя специфические способы коррекции их производственного поведения в соответствии с заранее поставленными целями.
1.2 Функции и этапы процесса управления
Процесс управления является непрерывным и цикличным. Он состоит из управленческого труда,
предмета, средств и конечного продукта. Управление любым объектом связано с периодической
повторяемостью отдельных этапов работы. Это могут быть фазы сбора и анализа данных, выработки управленческого решения, организации его выполнения.
Управление включает в себя такое понятие, как цикл. Это несколько взаимозависимых стадий
воздействия на систему, которые позволяют выполнить определенные задачи участниками группы. Процедура управления проводится в несколько стадий.
Сначала анализируется сложившаяся ситуация, вырабатываются и принимаются решения относительно ее улучшения. Перед участниками группы ставятся конкретные задачи. Они их исполняют.
Руководитель контролирует выполнение процесса достижения поставленной цели, при необходимости проводит корректировки. Заключительным этапом является подведение итогов.
Основными признаками функций управления является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами. Функции могут быть общими,
которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть
обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.
1.3 Различия менеджмента и управления
Понимание различий между менеджментом и управлением позволяет четко позиционировать их
место и определить роль в процессе формирования, функционирования и развития организации в
целом. Вместе с тем, это обеспечивает решение ряда таких конкретных задач, как детализация
процессов и структуризация систем руководства и управления организацией. На этой основе в
условиях каждой конкретной организации:
- формируются структуры;
- распределяются полномочия;
- закрепляется ответственность;
6
- устанавливаются взаимосвязи;
- оцениваются взаимодействия;
- совершенствуются процессы.
Проведенный сравнительный анализ позволяет представить достаточно широкий спектр различий
понятий управления и менеджмента (см. таблицу 1). Сопоставление их наиболее контрастных
проявлений, раскрывающих весь спектр возможного разнообразия, представляется следующим
образом:
2. Проект организационной структуры отдела главного механика
ООО УК «Наш Дом» - управляющая компания, предоставляющая современные услуги в области
жилищно-коммунального хозяйства как физическим, так и юридическим лицам.
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Наш Дом» основано 2013 г. с целью создания в
городе Вологда качественных услуг в сфере обслуживания многоквартирных жилых домов.
ООО УК «Наш Дом» - управляющая компания, предоставляющая современные услуги в области
жилищно-коммунального хозяйства как физическим, так и юридическим лицам.
Миссия ООО «УК «Наш Дом» – создание и сохранение условий для комфортного проживания горожан в их домах. Именно от работы управляющей компании, предоставляющей услуги связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, зависят условия проживания тысяч граждан в городе
Вологда.
Наиболее существенным для ООО «УК «Наш Дом» являются угрозы:
- рост инфляции и снижение реальных доходов населения;
- снижение численности экономически активного населения, рост числа людей пенсионного
возраста;
- изменение правового законодательства, влекущее за собой например рост налогов, ужесточение требований к управляющим компаниям и т.д.
Клиенты ООО «УК «Наш Дом» - физические и юридические лица, являющихся собственниками
жилых и нежилых помещений, находящихся на обслуживании УК «Наш Дом».
В функции отдела главного механика ЖКХ входит:
Содержание территории около строения;
Обеспечение электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения;
Осуществление ремонта;
Содержание инженерного оборудования.
7
Заключение
Рассматривая управление в общем плане, следует обратить внимание на то, что осуществление
управленческих воздействий в большой степени связано с использованием и передачей информации. Однако далеко не всякая информация является управленческой, а только та, которая может быть использована для выработки управленческих воздействий и для их передачи.
Уже для формулирования управленческой программы субъект соответствующей деятельности
должен обладать сведениями, т.е. информацией, о состоянии управляемого объекта, процессах и
тенденциях его развития, характеристиках жизнедеятельности людей, на поведение которых
должно быть направлено управленческое воздействие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дафт Р. Менеджмент: пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2013. С. 25
2. Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016.
С.268.
3. Кодирова А.С. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: эволюция, модели, сходства и различия. М., 2016. С.55-60.
4. Марков С.Н. Особенности управления корпорацией в российской практике. Омск, 2015.
С.44-49.
5. Особенности корпоративной формы ведения бизнеса [Электронный ресурс] // lektsii.org
URL: http://lektsii.org/1-79335.html
6. Плотников А.В. Корпоративное управление и корпоративный менеджмент: в чем различие? СПб., 2015. С. 508-511.
7. Рогозин А. Р. Проблемы корпоративного менеджмента в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь
2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 205-208.
8. Управление руководителями [Электронный ресурс]. // management.com URL:
http://www.management.com.ua/strategy/str175.html
Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие / А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар:
Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. С. 241